Обзор кремлевской дезинформации: когда верноподданным Кремля в итоге приходится признаваться во лжи

  			Обзор кремлевской дезинформации: когда верноподданным Кремля в итоге приходится признаваться во лжи

Признание Ираном своей вины в катастрофе рейса 752 авиакомпании «Международные авиалинии Украины» создало серьезные проблемы для прокремлевских дезинформационных СМИ. И это хорошо заметно в примерах дезинформации на прошлой неделе.

Прокремлевские СМИ приступили к использованию широко известных нарративов: якобы жадные до наживы украинцы использовали старый самолет, который давно пора было пустить на металлолом; только США имели возможность сбить этот самолет (причем они систематически сбивают гражданские самолеты); рейс PS752 столкнулся с американским беспилотником-шпионом; США сбили самолет, чтобы обвинить Иран, и выбрали украинский самолет, поскольку марионеточные украинцы всегда будут поддерживать своих кукловодов; видео, показывающее попадание ракеты, вероятнее всего является инсценировкой; и вообще падающие авиалайнеры Boeing стали секретным оружием США.

Все это стало уже привычной и комфортной кремлевской дезинформацией, которую легко повторить. Решение Ирана проявить уважение к жертвам катастрофы, признаться в ужасной ошибке, предоставить экспертам доступ к месту крушения и сотрудничать с международными организациями вынудило Москву проявить чудеса изворотливости. Как показать, что «Запад» все равно виноват? Вот как… Согласно прокремлевским СМИ, Иран уступил давлению или пошел на какую-то выгодную сделку; Иран попал в ловушку США; а иранский оператор ПВО мог быть завербован США.

Отрицать все!

Маргарита Симоньян, главный редактор RT, в своих публикациях в Twitter выражает зависть к Ирану:

Скриншот аккаунта Маргариты Симоньян в Twitter.

Симонян — ключевая фигура прокремлевской дезинформации. Являемся ли мы свидетелями формирования новых методов работы российских федеральных СМИ? Метод «отрицать все» больше не является стандартной рабочей процедурой? Судя по примерам дезинформации на прошлой неделе, пока что это не так. Повторяется та же самая старая ложь: о рейсе MH17, об агрессивном Западе, о роли России в Украине, о гибели 14 человек в Вильнюсе в 1991 году

На прошлой неделе также показательной является систематическая кампания против Польши. Прокремлевские СМИ обвиняют Польшу в развязывании Второй мировой войны, в ведении информационной войны против России и в планировании будущих войн. В полном соответствии с вышеприведенным высказыванием Маргариты Симоньян кремлевские СМИ стараются никогда не признавать ошибки России, никогда не пытаются искупить вину за ошибки, никогда не берут на себя ответственность.

Самое странное на прошлой неделе:

На прошлой неделе, три случая выделяются из-за своей чрезвычайной странности:

Кремлевские пропагандисты могут начать сомневаться в своей религии, но сам культ по-прежнему остается сильным.

ПРИЗНАНИЕ ЛЖИ И ПОЧЕМУ КРЕМЛЮ СТОИТ ОБ ЭТОМ ЗАДУМАТЬСЯ

Признание лжи и почему Кремлю стоит об этом задуматься

Российские федеральные СМИ оказались в неловком положении, когда в субботу Тегеран признал, что сбил рейс украинских авиалиний PS752, предположительно по ошибке.

Иранский инцидент перекликается с крушением рейса малазийских авиалиний MH17, который был сбит над восточной Украиной 17 июля 2014 года, тоже, видимо, по ошибке. Кремль отрицает свою причастность к инциденту, несмотря на неопровержимые доказательства.

В EUvsDisinfo проанализировали реакцию российских федеральных СМИ на трагические известия из Ирана, а также рассмотрели некоторые случаи, когда верноподданным Кремля в итоге приходилось признаваться во лжи.

RT: «Демонизация Ирана»

Как подчеркнула Русская служба Би-би-си, канал «Россия 1» изначально высмеял сообщения о причастности Ирана как «очередное highly likely» (это выражение играло крайне важную роль в попытках высмеять дело Скрипаля в Солсбери (Великобритания), предпринятых пропагандистами властей и федеральных СМИ).

Под заголовком «Демонизация Ирана» телеканал RT пришел к выводам, что «американские СМИ будут и дальше распространять подобные версии крушения Boeing 737, чтобы в определенной степени отвлечь мировое сообщество от того, как развивался конфликт между Ираном и США», — повторим, это заявление появилось до признания Тегераном ответственности.

Онлайн-издание «Военное обозрение» связало иранский инцидент с крушением рейса MH17, при этом популяризируя теорию заговора, согласно которой в обоих случаях истинным виновником является США.

The Insider перечислило множество прокремлевских СМИ, которые следовали изначально заданной линии по отрицанию причастности Тегерана, включая такие, как «РИА Новости», ТАСС, РИА ФАН, «РЕН ТВ», «Комсомольская правда» и «Звезда».

Когда в Крыму сбросили маски

Наверное, самый яркий пример признания лжи Кремлем предоставил сам президент Путин.

В документальном фильме, выпущенном через год после незаконной аннексии Крыма, он признал, что приказ о захвате был отдан за несколько недель до так называемого «референдума», проведенного на украинском полуострове.

Таким образом, президент также признал, что небезызвестные «вежливые люди» на самом деле были российскими военными и что официальные опровержения этого факта были лишь дымовой завесой.

Дети на продажу и компьютерная игра

В других случаях прокремлевским СМИ приходилось признавать ложь более опосредованно.

Когда «Первый канал» поймали на использовании скриншота из компьютерной игры в качестве иллюстрации к новостному материалу о Сирии, представитель федерального телеканала объяснил РБК, что причиной стала ошибка одного из режиссеров монтажа.

В апреле 2015 года ведущий телеканала НТВ заявил, что «десятилетняя девочка была убита украинскими силовиками в восточной Украине». Позже продюсеры НТВ признались Би-би-си, что сюжет был полностью сфабрикован, не зная, что признание записывается на камеру.

После разоблачения, проведенного EUvsDisinfo и The Insider, телеканал НТВ удалил твит, в котором утверждалось, что геи могут купить себе детей на ярмарке в Брюсселе; содержащий же дезинформацию репортаж не был отозван телеканалом, принадлежащим компании «Газпром Медиа» (перейдите по этой ссылке на базу данных EUvsDisinfo (на английском), чтобы просмотреть оригинальный твит НТВ, который уже удален).

Перейдите на видео, чтобы посмотреть, как НТВ заявлял о ярмарке по продаже детей в Брюсселе, включая и удаленный твит.

Почему Кремль не способен говорить правду?

Москва и подконтрольные властям СМИ не только отрицали ответственность России в крушении рейса MH17, но и пытались отвлечь и привести в замешательство мировое сообщество при помощи десятков дезинформационных материалов о причинах трагедии.

Ложь об MH17 нанесла «непоправимый урон международной репутации России», — пишет журналист Кристо Грозев в своем сравнении подачи Кремлем этих двух инцидентов, опубликованном Moscow Times.

Но, как показывают приведенные выше примеры, в принципе российские власти и подконтрольные им СМИ способны признать ложь — это делалось даже на высшем уровне. Так может, пора Кремлю попробовать признать правду ради родных и близких жертв крушения рейса MH17?

То, что признание Тегерана подвигнет Москву сказать правду – маловероятно, поскольку весь кремлевский нарратив о непричастности к конфликту на востоке Украины рассыпется на мелкие кусочки.

Совсем как Boeing 777 с 298 людьми на борту от поражения российской ракетой земля-воздух из зенитно-ракетного комплекса «Бук».

ПОПЫТКИ ПРОКРЕМЛЕВСКИХ СМИ ИЗОБРАЗИТЬ ФАШИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИ КОРРЕКТНЫМ

Попытки прокремлевских СМИ изобразить фашизм политически корректным

Прокремлевские СМИ стали выражать симпатию фашизму. И это не является каким-то абсолютно новым направлением: cайт News Front, базирующийся в незаконно аннексированном Крыму, восхваляет Гитлера и нацизм; прокремлевский сайт Russia Insider не только пытается обелить нацизм, но и не скрывает свою антисемитскую направленность. Однако похоже на то, что в последнее время эта страсть к фашизму вышла на новый уровень. Вот некоторые цитаты из материалов, опубликованных в январе 2020 года:

«Муссолини был блестящим человеком, дал миру третий путь, по которому, частично, сегодня идёт Россия».

«Он занимался индустриализацией, строил дороги, развивал передовые направления техники вроде машиностроения и авиации. [—] Италия тех последних лет уже не имела ничего общего с фашистской Италией 1930-х — дерзким эстетским проектом возрождения великой империи прошлого».

В 2013 году кремлевский пропагандист с видом на жительство в ЕС Владимир Соловьев снял фильм, основанный на теории заговора о том, что лидер итальянских фашистов Бенито Муссолини не был повешен на заправочной станции на озере Комо. Этот фильм изображает Муссолини с большой симпатией, как мужественного лидера.

Премьера фильма Соловьева состоялась во время событий Евромайдана в Украине и в тот момент не привлекла особого внимания. Но о нем снова заговорили, когда колумнист телеканала RT Игорь Молотов выразил свое восхищение фильмом:

«Владимир Соловьев сделал очень нужный фильм. Нужный прежде всего потому, что у нас Дуче считают маньяком и не понимают, что фашизм и ублюдочный нацизм — разные вещи. Муссолини был блестящим человеком, дал миру третий путь, по которому, частично, сегодня идет Россия».

«Верный сын Бенито»

Молотов довольно неизвестный колумнист, который пишет для русскоязычной версии RT небольшие эссе примерно два раза в месяц, и очень немногие заметили бы вышеупомянутый пост, если бы он не был повторно опубликован самим Владимиром Соловьевым, у которого 150 000 подписчиков в Telegram, 1,4 миллиона подписчиков в Twitter и телешоу на федеральном телеканале «Россия». Повторение Соловьевым слов Молотова о России, следующей по стопам Муссолини, безусловно, вызвало бурную реакцию в России. Соловьев получил масштабную негативную реакцию в социальных сетях. Алексей Навальный написал в своем аккаунте в Twitter:

Надеюсь, когда в следующий раз он [Соловьев] назовет меня «нацик», подпишется: «верный сын Бенито».

Независимый блогер Илья Варламов прокомментировал эту ситуацию следующим образом:

«Представляю, какая истерика началась бы в государственных СМИ, среди чиновников и депутатов Госдумы, если бы в этом духе позволили себе высказаться, например, [оппозиционные] «Эхо Москвы» или телеканал «Дождь». Но когда за дело берётся главный пропагандист, «дедовская скрепа» уже недействительна. Кого волнует, что деды воевали, если Дуче такой молодец?»

«Гитлер не был фашистом»

Очень немногие федеральные СМИ помимо RT обратились к этой теме в данный момент, однако симпатия к фашизму не является для прокремлевских СМИ чем-то совершенно необычным. Сайт Geopolitica.ru восхваляет бывшего фашистского лидера Испании: «Франко: сорок лет мира, социальной справедливости и процветания».

Сайт Katеhon.com, в свою очередь, продолжает описывать достоинства испанского диктатора:

«Единственное, что можно критиковать, это то, что он был излишне благороден и прощал многих преступников на красной стороне».

Между тем прокремлевские СМИ используют термин «фашизм» для описания любого политического движения, выражающего критику в адрес Москвы. База данных дезинформации содержит почти 400 примеров с пометкой «Нацизм/Фашизм»: «фашистскими» являются не придерживающиеся левых взглядов латиноамериканские правительства, «фашисты» правят Украиной, литовцы являются «фашистами», Европейский Парламент объединил свои силы с «фашизмом». Единственный человек, по крайней мере, по мнению RT, который не является фашистом, это Адольф Гитлер:

«Адольф Гитлер никогда не называл себя фашистом. Он был национал-социалистом, его партия именовалась Национал-социалистической рабочей партией Германии, и никаких римских вязанок ни в символике, ни в лексике у них не было и в помине».

RT заканчивает свою статью намеком на то, что лидер оппозиции Алексей Навальный является фашистом, но предпочитает не использовать это слово из «уважения» к Дуче:

«Мне очень хочется слово в слово повторить в адрес моих оппонентов первые строчки этой статьи — о том, что среди нас завелись фашисты. Но не буду. Мятежный дух Бенито Муссолини не даст мне этого сделать».

ЧТО ПРОКРЕМЛЕВСКИЕ СМИ ПОДРАЗУМЕВАЮТ ПОД СЛОВОМ «АНГЛОСАКСЫ»?

Что прокремлевские СМИ подразумевают под словом «англосаксы»?

В своих беспрестанных усилиях по распространению дезинформации прокремлевские СМИ стремятся наполнить некоторые слова альтернативным смыслом. Ниже приведено краткое объяснение того, что стоит за некоторыми из этих слов.

Около 1 600 лет назад германские племена мигрировали на Британские острова. Сегодня эти племена известны как англосаксы. Однако прокремлевские СМИ придали этому историческому термину совершенно новое значение.

Согласно заявлениям на Первом канале, президенту США Дональду Трампу очень тяжело руководить Америкой, поскольку страной фактически управляют «англосаксы», которые, кстати говоря, также хотят контролировать и Россию. А если верить главному пропагандисту Кремля, телеведущему Дмитрию Киселеву (хотя мы настоятельно рекомендуем не делать этого!), отравление Скрипаля и бомбардировки Сирии — это не что иное, как большая «англосаксонская» провокация.

В терминологии прокремлевских СМИ слово «англосаксы» означает «злых», «воинственных» и «морально разложившихся» жителей Запада. Синонимами являются слова «англосионисты», «глобалисты» и «теневые правители».

Этот термин не только обозначает кого-то, имеющего принадлежность к «Западу», но также имеет уничижительное значение. «Наглосаксы» — это еще одна итерация того же термина с дополнительным акцентом на якобы высокомерие, грубость и дерзость граждан стран Запада, то есть «англосаксов».

Как отрицательный универсальный термин, слово «англосаксы» является широко применимым строительным блоком для прокремлевских теорий заговора. Множество примеров этому вы можете найти в нашей базе данных (на английском).

Помимо уничижительного значения, этот термин также имеет более глубокие скрытые смыслы, поскольку он укрепляет идею о том, что Россия принадлежит к другой культурной и, возможно, цивилизационной сфере. Таким образом подразумевается, что между Россией и «англосаксами» существуют непримиримые различия, и поэтому определенные ценности и права человека, включая индивидуальные свободы, не применимы к России…

Поэтому в следующий раз, встретив слово «англосаксы», будьте осторожны: это главный индикатор прокремлевской дезинформации.

Источник: EUvsDisinfo 

Связаться с нами: politica.chat@gmail.com