От 200 тысяч до 10 миллионов долларов каждой семье. Какие компенсации платили жертвам сбитых самолетов

  			От 200 тысяч до 10 миллионов долларов каждой семье. Какие компенсации платили жертвам сбитых самолетов
254863 ПЕРЕГЛЯДІВ

Иран признал свою вину в крушении украинского “Боинга” и пообещал компенсации родственникам погибших.

“Страна” узнала, какие суммы и как выплачивали жертвам авиакатастроф, когда сбивали самолеты.

За сбитый американцами иранский самолет – по $300 тысяч

Нередко выплаты выбивали годами с боем, через суды. И не всегда страны, как сейчас Иран, признавали свою ошибку.

Яркий пример – схожий инцидент в Персидском заливе 3 июля 1988 года, когда американцы сбили иранский пассажирский Airbus и долго в этом не признавались. А признавшись, объяснили, что по ошибке приняли лайнер за вражеский истребитель Ирана.

Самолет компании Iran Air совершал 28-минутный перелет по рейсу Тегеран – Бендер-Аббасе – Дубаи. Несмотря на то, что полет проходил в рамках международного воздушного коридора 35-километровой ширины, его сбили ракетой, выпущенной с ракетного крейсера Vincennes ВМС США, который находился в территориальных водах Ирана.

Погибло 290 человек, среди пассажиров было 66 детей.

Тогдашний президент США Рональд Рейган заявил, что его военные совершили “правильные оборонительные действия”, однако иранское правительство назвало инцидент международным преступлением и преднамеренной атакой.

На вопрос, заданный в документальном фильме Би-би-си в 2000 году, правительство США в письменном ответе заявило, что, по их мнению, инцидент мог случиться из-за психологического состояния восемнадцати членов экипажа крейсера, которое называется “выполнение сценария”. Такое происходит, когда люди находятся под давлением.

В 1989 году Иран возбудил против США дело в Международном суде, и лишь через семь лет, в 1996 году, США согласились выплатить Ирану компенсацию в размере 61,8 млн. долларов США за 248 погибших, из расчета 300 тысяч долларов за каждую трудоспособную жертву и 150 тысяч за каждого ребенка. Компенсировать стоимость самолёта (около 30 млн долларов) США отказались.

При этом сама Америка данную компенсацию назвала “добровольным актом”, поскольку ответственность за случившиеся правительство на себя не взяло и никаких санкций и изменений в международной политике принято не было.

Трагедия в Локерби

Самые крупные суммы в истории авиакатастроф – по 10 миллионов долларов каждой семье – получили жертвы взрыва Boeing 747 американской авиакомпании Pan American, летевшего рейсом Лондон-Нью-Йорк 21 декабря 1988 года.

Эта катастрофа известна как трагедия в Локерби – это шотландская деревушка, на которую упал самолет. Тогда погибли 270 человек – 243 пассажира, 16 членов экипажа и 11 селян, которых убил взорвавшийся после падения лайнера бензобак.

Американский самолет рухнул прямо на дома в шотландской деревушке Локерби 

Авиакатастрофу три года расследовала британская полиция совместно с американским ФБР.

Выяснилось, что самолет взорвали два ливийца, которые подложили взрывчатку в багаж, следовавший без пассажира.

При обследовании территории падения авиалайнера нашли фрагменты чемодана, в котором находились радиоприемник с бомбой, обрывки брюк, свитера и остатки зонтика. Ключевой находкой оказался пластиковый фрагмент, который эксперты назвали частью взрывного устройства, изготовленного по заказу ливийской разведки одной из швейцарских электронных фирм.

Одежда из чемодана, где находилось взрывное устройство, была куплена в одном из мальтийских магазинов. Владелец магазина назвал британским следователям имя покупателя. Им оказался сотрудник ливийской разведки и двоюродный брат одного из ближайших соратников Каддафи – Абдель Басет аль-Меграхи, работавший под прикрытием в качестве главы службы безопасности ливийской авиакомпании на Мальте.

В ноябре 1991 года британские и американские следователи предъявили обвинения в совершении теракта над Локерби двум гражданам Ливии: Абделю Бассету аль-Меграхи и Аль Амину Халифу Фимахе.

После отказа Каддафи выдать их, ООН ввела санкции против Ливии. Однако государство признало свою ответственность лишь через 15 лет – в 2003 году, когда в обмен на снятие санкций Триполи выплатила по 10 млн долларов семье каждого из погибших.

Во время “охоты” на Каддафи французы сбили итальянский лайнер

По миллиону долларов с лишним получили семьи погибших сбитого 27 июня 1980 года самолета, летевшего из итальянской Болоньи в Палермо. Через 51 минуту после взлёта авиалайнер внезапно упал в Тирренское море. Погибли все – 81 человек (77 пассажиров, из них 13 детей, и 4 членов экипажа).

Поначалу высказывали две версии: самолёт развалился в воздухе по техническим причинам или в нём сработало взрывное устройство, незаметно пронесенное в салон. В те годы в Италии активно действовали левые террористы из “Красных бригад” и их оппоненты неофашистского толка.

Однако правда о трагедии выяснилась спустя почти три десятка лет. В 2008 году бывший президент Италии и председатель Совета министров Франческо Маурицио Коссига заявил, что самолет по ошибке был сбит ракетой, запущенной с французского истребителя. Французы охотились на тогдашнего лидера Ливии Муамара Каддафи из-за острого спора между Парижем и Триполи за часть территории Чада.

“Случилась ошибка, приведшая к ужасной трагедии”, – подтвердил Коссига.

В 2013 году Верховный суд Италии вынес распоряжение о выплате 100 миллионов долларов семьям погибших.

Жертвам сбитого над Черным морем самолета – по 200 тысяч

Еще одна громкая авиакатастрофа, к которой причастна уже Украина, произошла 4 октября 2001 года Ту-154 над Черным морем.

Через полтора часа полета рухнул самолет российской авиакомпании “Сибирь”, летевший из Тель-Авива в Новосибирск. Все 78 человек на борту погибли, в основном это были граждане Израиля.

Позже выяснилось, что на высоте 11 тысяч метров самолет непреднамеренно сбила украинская зенитная ракета С-200, выпущенная в воздух во время проводившихся на Крымском полуострове украинско-российских военных учений.

Из-за событий 11 сентября в США изначально рассматривалась версия о теракте. Украинские военные чиновники сначала отрицали, что их ракета сбила самолет, поясняя, что направление и дальность ракет не соответствуют точке, в которой взорвался самолет. Но спустя несколько дней после катастрофы Украина признала свою вину.

Тогдашний министр обороны Украины Александр Кузьмук извинился перед семьями погибших, заявив: “Мы знаем, что причастны к трагедии, хотя ее причины до конца пока не установлены”.

Киев выплатил семьям погибших компенсации – по 200 тысяч долларов за каждого погибшего, однако авиакомпании не удалось отсудить у Минобороны Украины материальный ущерб.

Египетские крушения

До сих пор, через четыре года после катастрофы, не получили компенсаций семьи жертв рухнувшего на Синайском полуострове Airbus A321 российской авиакомпании “Когалымавиа”.

31 октября 2015 года лайнер летел из египетского курорта Шарм-эль-Шейх в Санкт-Петербург. Все 224 человека на борту погибли.

Это оказался теракт – на борт пронесли бомбу, подозревают, что это сделал один из сотрудников аэропорта, завербованный террористами. Однако каким образом это произошло и кто именно пронес взрывчатку, до сих пор не выяснили.

Египетские власти до сих пор не возбудили уголовное дело по статье “терроризм”, расследование проходит как по обычной авиакатастрофе, что позволяет им не выплачивать компенсации семьям погибших. Хотя еще в феврале 2016 года президент Египта признал, что причиной катастрофы российского А321 был теракт.

В 2018 году суд Каира отклонил первый иск родственников жертв теракта, ответчиками по которому являлись власти Египта. Суд пришел к выводу, что в случае с обеспечением безопасности А321 в аэропорту Шарм-эш-Шейха документально не подтверждено “совершение непосредственных личных ошибок” чиновников, которые стали бы причиной катастрофы. После взлета лайнер был технически исправен, но потерпел крушение в результате неких “незаконных действий” третьих лиц.

После инцидента полеты российских самолетов в Египет, а также турпоток из РФ, были приостановлены.

В то же время российский суд решил выплатить 32 миллионов рублей моральной компенсации (около 520 тысяч долларов) для 148 семей жертв, которые судятся с авиакомпаниями и страховщиками (то есть по 3,5 тыс. долларов на семью). Родные погибших такое решение не удовлетворило, поскольку они требовали намного больше – 93 млрд рублей (1,5 миллиарда долларов).

Российский самолет – не первый рухнувший в Египте. В 1973 году в результате атаки истребителей израильских ВВС в окрестностях города Исмаилия был сбит Boeing 727 ливийской компании Libyan Arab Airlines, который выполнял рейс по маршруту Триполи – Бенгази – Каир – Александрия – Бахрейн. На борту было девять членов экипажа и 104 пассажира. В происшествии выжил второй пилот и четыре пассажира.

Лайнер должен был приземлиться в аэропорту Каира, но из-за сложностей с навигацией самолет сбился с курса и не смог найти посадочный маяк. “Боинг” оказался на территории Синайского полуострова, занятого в то время Израилем.

Израильские истребители сделали предупредительные выстрелы и показали самолету, что он должен приземлиться, но пилот гражданского самолета неверно истолковал сигналы и принял курс на запад, что истолковали как попытку покинуть подконтрольное Израилю воздушное пространство.

В результате израильское командование решило, что самолет угнан, и приказало открыть огонь на поражение. Пилоты посадили самолет в пустыне, он врезался в дюну.

После того как Международная организация гражданской авиации осудила Израиль, страна выплатила семьям погибших компенсации.

За Сахалин никто не ответил

Еще одна громкая авиакатастрофа, в которой сбили самолет, произошла во времена СССР в 1983 году над Сахалином.

Тогда советский истребитель выпустил две ракеты по южнокорейскому пассажирскому Boeing 747, который летел из Нью-Йорка в Сеул и который ошибочно приняли за американский самолет-разведчик. Погибли 269 человек. Инцидент спровоцировал международный скандал и антисоветские акции по всему миру.

Советские и американские власти обвиняли друг друга, а компенсации родственникам жертв трагедии никто не выплатил.

Страна

Связаться с нами: politica.chat@gmail.com